Одним из условий повышения качества работы ДУ является правильно организованная работа по самообразованию. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога учреждения дошкольного образования.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года углубленно заниматься проблемой, решение которой вызывает определенные затруднения или которая является предметом его собственного интереса.
Самообразование педагога многообразно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования могут быть:
- ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного образования;
- изучение учебной и научно-методической литературы;
- ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, физиологии;
- изучение новых программ и педагогических технологий;
- ознакомление с передовой практикой учреждений дошкольного образования;
- повышение педагогического уровня по определенному направлению работы;
Иногда задают вопрос: все ли должны заниматься самообразованием? Педагогическая профессия требует постоянного совершенствования, постоянного движения вперед, поэтому только период обучения в педагогическом учебном заведении или повышение квалификации выполняет функцию самообразования и заменяет его, в остальное время педагог целенаправленно работает самостоятельно.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования является его способность к самообразованию и целенаправленной работе по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и к обретению новых профессиональных навыков и умений в соответствии с современными требованиями педагогической и психологической науки.
Методическая работа по организации самообразования может включать:
-самодиагностику;
-выбор темы, целей и задач по самообразованию;
-определение содержания работы по самообразованию, вопросов для самостоятельного углубленного изучения;
-самоконтроль, самоанализ и самоконтроль выполнения запланированного;
-определение перспектив творческого роста, рекомендации по изучению и анализу результативности своей работы;
Тематику по самообразованию следует отбирать в соответствии со стажем работы, профессиональным мастерством. Самообразование невозможно без умения формулировать цель, конкретизировать проблему, фокусировать свое внимание на главном, творчески переосмысливать программу обучения и приобретаемые знания.
Этапы и содержание деятельности по самообразованию:
На первом этапе формируется потребность в самообразовании. Ставится цель и задачи самообразования.
Второй этап – теоретическое изучение проблемы. Подготовка условий для работы: тематическая подборка научно-методической и художественной литературы, видеозаписей, материалов из опыта работы и др. Практическая деятельность воспитателя включает в себя: изготовление пособий и атрибутов, организацию и проведение практической работы с детьми, мероприятий для детей и родителей и т.д.
Результаты самообразования могут быть представлены в форме:
-консультаций для сотрудников УДО;
-выступлений на заседаниях педагогического совета;
-открытых занятий и других мероприятий;
-картотеке по проблематике изучаемого вопроса;
-игр и пособий;
-рекомендаций по проведению образовательной работы;
-выставку работ детей или педагога;
-оформленного передового педагогического опыта;
Основными критериями самообразования педагога являются: творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, качество образовательного процесса, положительная динамика показателей развития дошкольников.
Самообразование дает положительный результат в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически.
Самообразование- это абсолютно добровольная деятельность педагога, вызванная его внутренней мотивацией. Оно не должно сводиться к ведению тетрадей, папок по самообразованию. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом для повышения профессионального мастерства педагога, развития его личности.