Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учить.
По возможности - всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Т.Г. Хромцова
Мы – взрослые, очень часто страдаем и – за своей собственной беспечности, из - за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказываются наши дети. С первых лет жизни любознательность детей, их активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для них. И как ни печально, именно дети страдают больше всего, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях, а правильное поведение, является основным условием спасения.
Причина жертв среди детей – это отсутствие у них навыков безопасного поведения, неумение оценивать последствия и недостаточный контроль за их поведением. Поэтому необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по развитию навыков безопасного поведения (давать представления о свойствах дыма и огня, учить правильному поведению на дороге, в лесу, в общественных местах и т. д.). У воспитанников дошкольного возраста обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы у них не возникали опасные моменты в жизни, чтобы они всегда могли избежать неприятностей. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и достигается не всегда лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он правильно оценить ее и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому ее "проигрывание" — наилучший способ для преодоления чувства страха в опасных случаях у одних ребят и удерживания от поспешных, но неверных действий — у других.
Следовательно, целью формирования правильного отношения ребенка к возникающим травмоопасным ситуациям возникает необходимость проводить практические игры-тренинги.
Тренинг — возможность оказаться в опасной ситуации, а не поиграть в нее (т. е. приводится в действие наилучший способ обучения ребенка правильному поведению в опасной ситуации). Они помогают ребенку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию; развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других ребят и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.
Игра– тренинг "Мы - спасатели"
Цель: закреплять представление о травмоопасных моментах, правильных действиях в конкретных ситуациях;
Правила: оказывать помощь согласно инструкции на карточке;
в случае сомнений обращаться за помощью к «медсестре»- маме;
использовать только материал из "врачебного чемоданчика»
оказывать помощь индивидуально, по очереди, привлекая всю группу в качестве консультантов.
Игра – тренинг «Один дома»
Цель: развивать у детей умения моделировать последовательность действий при возникновении пожароопасной ситуации.
Правила: ребенок должен смоделировать пожароопасную ситуацию и правила поведения в этой ситуации.
Игра – тренинг «Проишествия на дороге»
Цель: закреплять представления о правилах безопасного поведения пешеходов и водителей.
Правила: разыгрывание различных опасных ситуаций, возникающих на дороге.
Игра-тренинг «Незнакомец»
Цель: упражнять в умении правильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формировать модель поведения в подобных ситуациях.
Правила: смоделировать безопасное поведение при встрече с незнакомым человеком.