С заседания облисполкома Предупреждение. Выявление. Пресечение
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией», Гродненский областной исполнительный комитет совместно с местными исполнительными и распорядительными органами проводит определенную работу по борьбе с коррупцией, защите прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечению эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий. Вопросы противодействия коррупции регулярно рассматриваются на заседаниях комиссии облисполкома по противодействию коррупции, а также заседаниях Гродненского городского, районных исполнительных комитетов, администраций районов г. Гродно.
Так, 12 декабря на очередном заседании областного исполнительного комитета рассмотрели вопрос о мерах по противодействию коррупции в системе местных исполнительных и распорядительных органов. В работе заседания приняли участие Глава Администрации Президента Республики Беларусь Наталья Ивановна Кочанова, Генеральный прокурор Республики Беларусь Александр Владимирович Конюк, председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь Валерий Павлович Вакульчик, министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Константинович Заяц. В мероприятии принимали участие представители органов прокуратуры, в том числе прокурор Ивьевского района Александр Владимирович Шушляков. Вел заседание председатель Гродненского облисполкома Владимир Васильевич Кравцов.
По результатам анализа работы по расследованию уголовных дел о преступлениях в сфере коррупции, находившихся в производстве следственных подразделений области в январе-октябре 2018 года, отмечен рост преступлений указанной категории на 13,9%, а также изменение структуры рассматриваемых преступлений в их общем количестве.
За 10 месяцев текущего года в области зарегистрировано 242 коррупционных преступления, что составляет 3,34% от общего количества преступлений, совершенных в регионе (за аналогичный период 2017 г. – 2,71%). Данный показатель является одним из самых высоких в республике.
Число лиц, совершивших преступления коррупционной направленности, возросло на 47,5% (с 80 до 118). Отмечается двукратное увеличение преступлений, связанных с взяточничеством – с 97 до 186.
Наибольшее количество преступлений данной категории зарегистрировано в учреждениях образования – 55, медицинских учреждениях – 33, организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность – 18, сельскохозяйственных организациях – 16, органах Государственного таможенного комитета – 15.
За 10 месяцев 2018 года следственными подразделениями области окончено производство по 78 уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности. Передано прокурорам для направления в суд 54 уголовных дела в отношении 67 обвиняемых по 209 эпизодам преступной деятельности. Сумма выявленного материального ущерба составила 589 тыс. рублей, в процессе следствия возмещено 173 тыс. рублей, наложен арест на имущество обвиняемых в размере 3 млн. 463 тыс. рублей. Освобождены от уголовной с привлечением к административной ответственности в связи с полным признанием вины и чистосердечным раскаянием, добровольным возмещением причиненного материального ущерба и активным способствованием расследованию 6 лиц по 6 уголовным делам.
Результаты расследования уголовных дел свидетельствуют, что основными мотивами совершения преступлений являются корысть, стремление оказать услугу лицам своего окружения, а также желание безосновательно приукрасить результаты своей служебной деятельности. Осуществление таких противоправных деяний оказывается возможным вследствие непринятия со стороны руководителей разных уровней должных мер по предупреждению, выявлению и пресечению коррупции, недостатках в организации антикоррупционной работы, упущений при подборе кадров, недооценки роли внутреннего контроля в противодействии коррупции, ненадлежащего исполнения служебных обязанностей работниками ревизионных и кадровых служб и непосредственно низкие морально-деловые качества должностных лиц.
Одно из значимых направлений, по которому выявляются коррупционные преступления, связанно с несоблюдением законодательства о государственных закупках, что существенным образом подрывает финансовую устойчивость субъектов хозяйствования государственной формы собственности, а также причиняет ущерб государству в случаях бюджетного финансирования их деятельности. Уже в этом году выявлено свыше 40 преступлений коррупционной направленности в данной сфере.
Зачастую перед совершением преступления не останавливает наличие у должностного лица высокого чина в системе исполнительной и представительной власти, что свидетельствует об отсутствии внутренних установок на соблюдение антикоррупционного законодательства. В текущем году возбуждено 9 уголовных дел по экономическим преступлениям (6 – по коррупционным составам) в отношении граждан, в момент совершения противоправных действий, являвшихся депутатами местных Советов, в том числе 6 – в отношения депутатов 28 (действующего) созыва.
Низкие морально-деловые качества должностных лиц ряда предприятий и государственных организаций, стремление к обогащению за счет юридических лиц, в которых они работают, обусловили совершение ими ряда преступлений рассматриваемой категории.
В области выявлялись факты совершения хищений должностными лицами госучреждений и предприятий различной формы собственности, связанные с начислением повышенных размеров заработных плат, присвоением денежных средств, причитающихся иным работникам, завышением сумм компенсации командировочных расходов.
По-прежнему не минимизированы коррупционные риски в ряде организаций и учреждений области, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в различных сферах жизнедеятельности.
Продолжают иметь место коррупционные правонарушения среди руководителей организаций, должности которых включены в кадровые реестры облисполкома и горрайисполкомов. За период 2016-2018 гг. освобождены от занимаемых должностей по дискредитирующим основаниям 16 руководителей, занимавших должности, включенные в кадровые реестры облисполкома и горрайисполкомов (2016 год – 9, 2017 год – 3, январь – ноябрь 2018 года – 4).
Важную задачу в противодействии коррупционным правонарушениям в системе органов местного управления и самоуправления выполняет осуществляемая облисполкомом, горрайисполкомами кадровая политика. В решении данной задачи основными инструментами являются: формирование кадровых резервов; проведение экзаменов для впервые поступающих на государственную службу лиц; закрепление в нормативных документах критериев, которым должны соответствовать кандидаты на должности; использование института наставничества.
Профилактика коррупционных правонарушений начинается на стадии приема на государственных службу, и включает анализ информации с предыдущих мест работы кандидата, изучение кандидатур в УВД облисполкома, ИМНС по Гродненской области, прокуратуре, КГК Гродненской области. Работниками подписываются обязательства по соблюдению связанных с государственной службой ограничений, организовывается обучение работников на курсах повышения квалификации кадров, одним из направлений которых является формирование антикоррупционного поведения.
Одной из установленных законодательством мер по обеспечению финансового контроля государственных должностных лиц является декларирование ими доходов и имущества и проверка уполномоченными лицами соответствующих деклараций.
При выявлении экономических преступлений с признаками коррупции анализируются обстоятельства, способствовавшие коррупционным проявлениям. В случае установления пробелов в законодательстве, информация направляется в МВД для рассмотрения и внесения законодательных инициатив.
В целях пресечения коррупционных проявлений, наряду с проведением различных профилактических мер, осуществляются мероприятия по обеспечению участия общественности в выявлении и пресечении должностных правонарушений коррупционной направленности путем использования «горячих линий», «прямых телефонных линий», проведения выездных приемов граждан в целях получения информации о фактах проявлений коррупции в государственных органах и организациях.
Главой государства неоднократно отмечалась недопустимость назначения на руководящие должности лиц, уличенных в коррупции, совершении иных противоправных действий. Вместе с тем, продолжают иметь место факты назначения на руководящие должности лиц, ранее уволенных по дискредитирующим основаниям, либо с нарушением соответствующей процедуры.
Коррупционные преступления выявляются практически во всех сферах экономики, наиболее подверженными коррупционным проявлениям остаются сферы, связанные с распределением и использованием средств бюджета, а также сфера местного управления и самоуправления. Принимаемые в местных исполнительных и распорядительных органах меры, включая профилактику коррупционных правонарушений, недостаточны, необходимо повышение эффективности проводимой работы, усиления контроля, требуется особое внимание проблеме борьбы с коррупцией в подверженных коррупционным рискам сферах деятельности.
«Коррупция – это серьезная угроза для нашей страны, потому как она, порождая несправедливость и неравномерность в распределении общественных благ и издержек, является симптомом того, что государственный механизм не в должном состоянии эффективно распределять общественные блага, и является порождением коррупционных практик в различных сферах жизнедеятельности», – отметил прокурор Ивьевского района Александр Владимирович Шушляков.
Подготовила П. ПОДБЕРЕЗНАЯ.